Рост экономики от новых мер соцподдержки может оказаться ниже ожидаемого | Финансовый портал
Аналитики Центробанка (их позиция может не совпадать с официальной позицией ЦБ) оценили, как новый пакет мер поддержки, предложенных президентом Владимиром Путиным, скажется на экономике. Речь идет о его предложениях в послании Федеральному собранию: расширить пособия для семей с детьми и программу материнского капитала и компенсировать часть расходов регионов на инвестиционную льготу для бизнеса.
Все эти меры могут ускорить экономику на 0,2–0,25 процентного пункта в 2020 г. (сейчас, по прогнозу Минэкономразвития, ВВП за год вырастет на 1,7%), подсчитали аналитики ЦБ. При этом реальные располагаемые доходы людей могут увеличиться на 0,45–0,55 п. п. (по прогнозу Минэкономразвития, без учета мер они вырастут на 1,5%). Чтобы выполнить предложения Путина, бюджет потратит в 2020 г. более 300 млрд руб. Но большую часть полученных денег домохозяйства потратят на потребление и, как следствие, вырастет импорт, который уменьшит вклад мер в рост экономики, считают аналитики ЦБ. При этом инфляция существенно не ускорится – вклад мер Путина примерно 0,1 п. п.
Минэкономразвития ждало от реализации мер Путина большего эффекта. По оценкам министерства, реальные доходы людей в 2020 г. должны вырасти на 1 п. п. А экономика – на 0,3 п. п. за 2020 г.
Всего на финансирование предложений Путина нужно более 4 трлн руб., оценивал Минфин. Из них 3,8 трлн руб. приходится на федеральный бюджет. По оценкам аналитиков ЦБ, примерно 40% денег нужно на компенсацию регионам инвестиционного налогового вычета и большую часть выплат материнского капитала, еще 40% – на пособия семьям, а оставшиеся 20% пойдут на конечное потребление.
С каждым годом расходы на меры будут расти, считают аналитики ЦБ. Тогда может вырасти и эффект на рост экономики от них. Но степень влияния мер социальной поддержки на экономику будет зависеть от источника их финансирования, указывают аналитики ЦБ. Если правительство прибегнет к перераспределению бюджетных средств вместо увеличения дефицита, эффект для экономики будет ниже прогноза аналитиков ЦБ. Представитель ЦБ не уточнил, как аналитики оценивают влияние мер на экономику в случае перераспределения бюджетных средств.
Центробанк исходит из того, что при выборе источников финансирования предложений Путина бюджетное правило не будет меняться, говорила председатель ЦБ Эльвира Набиуллина. Этого можно достичь двумя способами, указывают аналитики ЦБ: увеличить доходы за счет улучшения налогового администрирования или перераспределить расходы. По предварительным данным Минфина, ненефтегазовые доходы в 2019 г. оказались на 0,13 трлн руб. больше прогнозов. А в 2021–2022 гг. можно будет использовать еще 0,5 трлн и 1,1 трлн руб. условно утвержденных расходов (они закреплены в бюджете, но не распределены на конкретные программы и цели. – «Ведомости»), пишут аналитики ЦБ.
Часть денег на предложения Путина чиновники, похоже, уже нашли. Обещания президента будут частично профинансированы за счет продажи Сбербанка правительству. Во вторник, 11 февраля, стало известно, что правительство купит у ЦБ пакет акций Сбербанка за счет средств фонда национального благосостояния (ФНБ). ЦБ вернет около 1,25 трлн руб. из вырученных от сделки денег в федеральный бюджет. До 350 млрд руб. будет направлено в 2020 г., до 300 млрд – в 2021 г., в 2022 г. сумма вырастет до 400 млрд, а оставшиеся примерно 200 млрд бюджет получит в 2023 г., указывал представитель Минфина.
Большая часть этих денег пойдет именно на финансирование мер соцподдержки, говорили два федеральных чиновника.
Фактически для финансирования предложений Путина будет использован ФНБ. Возможности тратить напрямую накопленные в фонде нефтегазовые доходы ограничены бюджетным правилом, но через ЦБ деньги вернутся в бюджет уже в виде ненефтегазовых доходов и могут быть направлены на любые расходы. Если средства ФНБ будут направлены на текущие расходы, то формально это можно считать нарушением бюджетного правила, говорила главный аналитик Альфа-банка Наталия Орлова.
Предложения Путина все же приведут к увеличению запланированных расходов, рассуждает главный экономист ING Дмитрий Долгин, именно для их финансирования использована такая схема продажи Сбербанка. Большая часть этих дополнительных соцрасходов перейдет в дополнительное потребление, ведь речь идет о помощи малоимущим, а они вряд ли будут сберегать то, что получат от государства, полагает он. Но так как денег от сделки будет недостаточно, на финансирование мер могут пойти и недоисполненные расходы (за 2019 г. чиновники не успели потратить около 1 трлн руб. – «Ведомости»), продолжает Долгин. Эффект от реализации мер Путина на потребление он оценивает максимум в 1 п. п., а на ВВП – до 0,3 п. п. с учетом вероятного ускорения импорта.
Даже если речь пойдет о перераспределении бюджетных средств, это может дать положительный эффект для экономики – разные виды расходов влияют на экономику по-разному и с разной скоростью, объясняет главный экономист «ВТБ капитала» Александр Исаков. Но, учитывая остатки на счетах казначейства, правительство может профинансировать пакет и без перераспределения, считает он.
Представитель Минфина переадресовал вопросы Минэкономразвития, его представитель не ответил на запрос.