Главная страница » Как подготовиться к обязательной маркировке товаров | Финансовый портал

Как подготовиться к обязательной маркировке товаров | Финансовый портал

Первого июля вступил в силу закон об обязательной маркировке товаров – правда, пока еще не всех. Непосредственно с 1 июля производители табачных изделий обязаны каждую пачку маркировать специальным двумерным штрихкодом. С 1 октября добровольной маркировке подлежит обувь, с 1 декабря – шины и покрышки, духи и туалетная вода, столовое и постельное белье, плащи и куртки, фотоаппараты и вспышки, ветровки и блузки. Также распоряжением правительства от 8.05.2019 № 899-р был расширен список товарных групп, подлежащих маркировке. В него вошли готовые продукты из мяса и рыбы, детское питание и бакалея, растительные масла, бытовая техника, бытовая химия и косметика, безалкогольные напитки.

В распоряжении правительства от 28 апреля 2018 № 792-р по маркировке указаны конкретные коды Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза (ТН ВЭД ЕАЭС). Если вы торгуете товарами с этими кодами, то вам придется заняться маркировкой уже в этом году. Сначала нужно вступить в ассоциацию автоматической идентификации GS1. Вступительный взнос составляет 3000 руб., далее ежегодно нужно вносить такую же сумму. После вступления в GS1 можно получать код товара. Но для этого нужно докупить оборудование и зарегистрироваться в нескольких информационных системах.

– Получить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП);

– зарегистрироваться на сайте национальной системы маркировки товаров «Честный знак»;

– обновить прошивку кассы и установить новое кассовое ПО;

– купить 2D-сканер для считывания кодов маркировки.

Для продавцов с 1 июля обязательна передача кодов маркировки оператору фискальных данных (ОФД) или их загрузка в личный кабинет на сайте «Честный знак».

– зарегистрироваться на сайте «Честный знак»;

– подключить электронный документооборот (ЭДО).

К 1 июля 2020 г. вся немаркированная табачная продукция должна выйти из оборота, а к ЭДО должны будут подключиться и розничные продавцы.

Всем участникам рынка следует получить УКЭП и зарегистрироваться на сайте «Честный знак». С 1 октября можно будет начинать добровольную маркировку обуви (которая станет обязательной с 1 марта 2020 г.), а также маркировку остатков, дедлайн по которой – 1 апреля 2020 г. Для этого нужно просто в личном кабинете системы маркировки заказать коды. Остатки необходимо будет продать за два года.

Для реализации новой обуви производители и импортеры должны подать заявки на получение регистраторов эмиссии (криптографических программно-аппаратных средств, которые будут получать по зашифрованным каналам цифровые коды и передавать в систему «Честный знак» информацию об их нанесении на каждую упаковку). Регистраторы эмиссии будут облачными.

До 1 марта 2020 г. продавцам обуви надо также обновить прошивки касс и кассовое ПО, купить 2D-сканер и начать передавать коды в ОФД или загружать их в личном кабинете системы. Уже с 1 марта 2020 г. в России разрешено будет производить и продавать только маркированную обувь.

Есть два основных сценария. Первый – закупать уже маркированный товар. При его приемке нужно подтвердить электронную накладную поставщика. В случае с сигаретами это нужно делать в системе ЭДО, в случае с обувью – в информационной системе маркировки.

Второй сценарий – наносить коды самим. Производитель маркирует свой товар, торговая компания – остатки, импортер закупает немаркированные товары и тоже маркирует их. В этом случае нужно подключить регистратор эмиссии, заказать с его помощью коды, распечатать и наклеить этикетки с кодами и затем ввести их в оборот.

Во время продажи в рознице нужно отсканировать 2D-сканером код маркировки, после чего код будет записан в электронный чек и автоматически отправлен в информационную систему маркировки. При продаже товаров оптом нужно создать электронную накладную со списком кодов маркировки и отправить ее покупателю через систему ЭДО или информационную систему маркировки. При продаже обуви можно использовать оба варианта, для сигарет подойдет только ЭДО.

– Получение электронной подписи – от 3000 руб.;

– подключение к системе ЭДО – бесплатно на прием, но платно на отправление документов (до 10 руб. за каждую накладную);

– один код стоит 50 коп. (без НДС);

– услуги ОФД – дополнительно 1000 руб.;

– членство в GS1 – 3000 руб. в год;

– обновление одной кассы – до 2000 руб.;

– сканер 2D-кодов – от 4500 руб.;

– наклейка кодов производителем на товар (который вы закупаете) – по договоренности. Однако эти расходы могут оказаться весьма значительными для малого бизнеса. На рынке уже были случаи, когда производитель за одну наклейку кода требовал по 2–3 евро.