Для чего Банк России ужесточает регулирование Сбербанка и ВТБ | Финансовый портал
Банк России недавно опубликовал предложения по изменению подходов к регулированию системно значимых кредитных организаций (СЗКО). Наиболее интересными в них представляются дифференцированные надбавки за системную значимость и обязательный переход всех СЗКО на оценку кредитных рисков на основе применения внутренних рейтингов для каждого заемщика (ПВР-подход). Сейчас подход на основе внутренних рейтингов используют только Сбербанк и Райффайзенбанк, остальные кредитные организации применяют стандартизированный подход, когда риски и необходимые значения резервов определяются нормативными актами Банка России.
У ПВР-подхода много противников, поэтому вероятность, что он станет обязательным, крайне мала. Кроме того, по своей природе он является добровольным инструментом и требует колоссальных инвестиций для внедрения. А вот дифференцированный подход к надбавкам вполне может быть принят; его уже используют в большинстве развитых стран.
В России сейчас 11 системно значимых банков: Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Альфа-банк, Россельхозбанк, Московский кредитный банк, Промсвязьбанк, «ФК Открытие», «Юникредит банк», Райффайзенбанк, Росбанк. С высокой долей вероятности скоро к ним присоединится Совкомбанк. Одна из предложенных регулятором идей – изменение учета критерия «международная активность» при определении статуса системно значимого банка. Если бы не «международная активность», то Совкомбанк, по всем другим параметрам соответствующий системно значимому банку, мог бы быть включен в этот список еще осенью 2019 г.
По расчетам Банка России, увеличенные надбавки за системную значимость коснутся только двух кредитных организаций. Так, при переходе на новый подход Сбербанк будет обязан соблюдать надбавку в 2,5 процентного пункта (п. п.) к нормативам достаточности капитала, а ВТБ – 1,5 п. п. Для остальных надбавка останется на текущем уровне – 1 п. п. На практике это означает, что при той же величине капитала Сбербанк и ВТБ смогут выдавать меньше кредитов, чем сейчас.
Концентрация сектора на крупнейших банках устойчиво продолжает расти. На начало 2020 г. доля активов сектора, приходящаяся на СЗКО, составила 78%, что на 8 п. п. больше, чем в 2015 г., когда был утвержден первый перечень системно значимых банков.
Наиболее показательна динамика активов по итогам 2019 г.: у системно значимых банков с учетом Совкомбанка наблюдался прирост активов на 4%, в то время как у всех остальных активы сократились на 4,2%. Предпосылки разворота данной тенденции сейчас практически отсутствуют. Скорее даже наоборот, разница продолжит расти: мы стоим на пороге трансформации банковского бизнеса и повсеместного перехода в цифровые каналы, в ближайшие пять лет разрыв между банками, активно инвестирующими в развитие новых технологий, и остальными вырастет в разы. Сейчас не более десятка банков могут сравниться с системно значимыми по уровню технологий и размеру ИТ-бюджетов, а значит, концентрация на крупнейших игроках неизбежно вырастет.
В перспективе для обеспечения стабильности финансовой системы Банку России больше не потребуется так пристально следить за небольшими и средними кредитными организациями, так как их вес с каждым годом будет сокращаться.
Первой ласточкой дифференциации внимания регулятора было разделение сектора на универсальные и базовые лицензии, однако сейчас стало очевидно, что этого недостаточно. Вполне вероятно, что на горизонте пяти лет регулирование Банка России фактически сведется к надзору за 12–15 банками, на которые будет приходиться порядка 90% активов сектора.
Ставка на развитие конкуренции была одной из ключевых в повестке Банка России в последние пару лет. И если в докладах регулятор уделял особое внимание поиску ниш для небольших банков, то в реальности наблюдалось развитие конкуренции именно среди крупнейших банков и постепенное сужение деятельности небольших кредитных организаций.
Бум добровольной сдачи лицензий и присоединения небольших банков к более крупным, который начался в прошлом году, только подтверждает, что многие банки просто не могут найти себе ниши для работы и вынуждены искать пути выхода из бизнеса.
С учетом значительной разницы в размерах между Сбербанком, ВТБ и другими СЗКО регулятор стремится сбалансировать конкуренцию хотя бы среди системно значимых банков, чтобы не допустить дальнейшего смещения концентрации в пользу двух крупнейших госбанков. Для Сбербанка и ВТБ это означает снижение возможностей по увеличению активов по сравнению с другими СЗКО.
Таким образом, предлагаемые новации, с одной стороны, могут обеспечить снижение как концентрации банковского сектора на крупнейших банках, так и уровень принимаемых ими рисков, но с другой – могут ограничить возможности по привлечению фондирования для крупных корпоративных заемщиков, а также усугубить стагнацию кредитования реального сектора экономики.
На данном этапе внедрение дифференцированных надбавок представляется преждевременной и опасной для экономического роста мерой, но может быть более оправданным в случае выхода экономики на устойчивые среднемировые темпы роста.
Мнения экспертов банков, финансовых и инвестиционных компаний, представленные в этой рубрике, могут не совпадать с мнением редакции и не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.