Что продают на ярмарке искусства и антиквариата BRAFA в Брюсселе | Финансовый портал
В конце января огромный исторический комплекс начала прошлого века Tour & Taxis в центре Брюсселя под завязку забит самым разным искусством, от древних артефактов до современности. В эти дни здесь проходит первая в году крупная арт-ярмарка BRAFA, в этом сезоне уже в 65-й раз. Смотр, запущенный как локальное мероприятие для бельгийских собирателей редкостей в 1956 г. дюжиной галеристов-сподвижников, вырос до солидной международной ярмарки с более чем 130 участниками из 14 стран и, что важнее, клиентами со всей Европы, включая Россию.
Современность вторгается на антикварные смотры /BRAFA 2020 / FABRICE DEBATTY
«Конечно, главные здесь – коллекционеры из Бельгии, часто это целые династии, – рассказал «Ведомостям» один из старейшин антикварного цеха, Аксель Вервордт. – Возраст многих местных собраний исчисляется веками. С другой стороны, эти собрания ротируются – вот почему к нам охотно едут собиратели из многих других стран». Антиквар, владеющий также архитектурной и декораторской студиями, – один из тех, кто не только поддерживал эти династии десятилетиями, но и привил им вкус к современности, научив умело комбинировать старое и новое искусство. И то эклектичное разнообразие, что царит сегодня и в особняках его клиентов по всей планете, и на стендах двух третей галерей-участниц, в том числе и его заслуга. Стенд Вервордта на ярмарке традиционно выдержан в приглушенных серо-бежевых тонах и объединяет скульптурную мебель Хосе Занина Калдаса, доисторические копья из Месопотамии, монохромные работы японского художника Норио Имаи, римский мраморный бюст III в. и крупноформатную архитектурную фотографию Маркуса Брунетти.
Местной и приезжей клиентурой довольны и участники-новички – например, David Aaron из Лондона и Heritage Gallery из Москвы. Оба дилера участвуют в смотре во второй раз и останавливаться не собираются. Директор первой галереи Дэвид Аарон отмечает, что их первое участие в прошлом году было невероятно успешным: «Мы участвовали в ярмарках в Монако и в Лондоне, наконец решились на Брюссель и не прогадали!» Уже в первые часы VIP-превью они продали каменную рукоятку древнего копья IV в. до н. э. с изображением лица воина из Тимны в Йемене за 130 000 евро, а на отличной сохранности мраморную голову Дионисия в венце из плюща II в. за 900 000 евро получили резерв.
Владелица Heritage – кстати, единственной здесь русской галереи – Кристина Краснянская, занимающаяся советским дизайном, тоже довольна прошлогодними итогами и ждет успеха и в этом сезоне. Она привезла несколько предметов уникальной мебели 1930-х гг., фантазийную графику архитектора Якова Чернихова (25 000 евро за лист) и ироничные вещи современных скульпторов Сергея Шеховцева и Бориса Орлова.
Продажа кусков Берлинской стены – новость сезона /BRAFA 2020 / FABRICE DEBATTY
«Смотри-ка, листья артишока идеально перекликаются с резьбой консоли у нас в столовой», – задумчиво говорит почтенная дама своему спутнику у натюрморта Франса Снейдерса. Фламандец, известный неистовым изобилием на полотнах, выставлен в галерее Klaas Muller за 350 000 евро, а в соседях у него – чуть менее звонкие имена нидерландской живописи XVII–XVIII вв. Такое экспозиционное однообразие для BRAFA становится все большей редкостью: в этом сезоне даже не грешившие тягой к современности дилеры примитивного искусства Африки и Океании начали добавлять на стенды произведения послевоенного и современного искусства, не говоря о ежегодном увеличении числа галерей-участниц, специализирующихся исключительно на contemporary art.
Еще на улице гостей ярмарки сегодня встречают шесть бетонных глыб с остатками работ безвестных граффити-художников. Это фрагменты Берлинской стены, которые организаторы ярмарки продают на благотворительном аукционе (стартовая цена – 15 000 евро). Внутри, на самом входе в ярмарочный городок, оформленный декораторами и флористами соединением хиппи-стиля 1960-х с арт-брют, две почтенные галереи смешивают века, стили и направления. Парижская Galerie Ary Jan – приторный французский классицизм позапрошлого века cо скульптурой Клод и Франсуа-Ксавье Лаланнов 1970-х, а известная по салонам в Москве женевская Galerie De Jonckheere – «Сбор налогов, или Деревенский адвокат» Питера Брейгеля-младшего (1,2 млн евро) и сет полотен Яна Брейгеля-младшего с объектами Лучо Фонтаны и картинами Жана Дюбюффе.
Дизайнн – обычная часть почти любого галерейного стенда /BRAFA 2020 / FABRICE DEBATTY
Галерей, занимающихся современниками в чистом виде, на ярмарке уже наберется пара дюжин. Год от года в этом сегменте здесь главенствует бельгийская Guy Pieters Gallery, выступавшая основным поставщиком работ на нашумевшую выставку Яна Фабра в Эрмитаже. После скандала с художником полтора года назад – его обвинили в родной Бельгии в сексуальных домогательствах – от его скульптур на стенде галереи не осталось и следа. Сейчас огромное 100-метровое пространство забито работами Ники де Сен-Фалль, скульптурами Жан-Мишеля Фолона, концептуальными объектами Марселя Бротарса и масштабными эскизами легендарного Христо, прославившегося упаковкой в пленку Рейхстага и других знаковых строений по всему миру. Художник сам зарабатывает деньги на свои проекты продажей работ в галереях. Этой осенью он намерен упаковать Триумфальную арку в Париже, а в Брюсселе как раз продает эскизы будущего произведения (от 600 000 до 1,2 млн евро).
Gladstone Gallery к проходящей в брюссельском Bozar ретроспективе Кита Харинга сделала его огромный рисунок с эмблематичными контурными человечками центральной работой в экспозиции (800 000 евро). К традиционной событийности примкнула и парижская Alexis Lartigue – рисунок отметившего 100-летний юбилей в декабре прошлого года Пьера Сулажа (его выставка сейчас проходит в Лувре) они предлагают за 65 000 евро. А Galerie Von Vertes из Цюриха привезла несколько абстрактных работ Герхарда Рихтера: самая дешевая из них размером с почтовую открытку оценена в 125 000 евро.
Но, пожалуй, главный сегмент, за которым сюда слетаются коллекционеры, – это европейский модернизм во всех его проявлениях. Будь то живопись, графика или скульптура – все, что имеет «домашний» камерный формат и стоит в пределах 150 000 евро, разлетается как горячие пирожки.
Samuel Vanhoegaerden Gallery посвятила экспозицию бельгийцу Джеймсу Энсору, чью полукарикатурную эстетику уже давно оценили и MoMA в Нью-Йорке, и Tate в Лондоне. В этом году отмечают 160-летие художника, поэтому сет из 13 живописных (от 150 000 евро) и 20 графических листов (от 10 000 евро) тут как нельзя кстати.
Парижская Helene Bailly Gallery выставила бронзовый столик с птичками и лягушками Диего Джакометти (350 000 евро), роскошных купальщиц друга Модильяни Моисея Кислинга (680 000 евро) и его же натюрморт с мимозой (125 000 евро). Яркий кислинговский портрет рыжеволосой девушки разыскала и Stern Pissarro Gallery – за эту работу только набирающего рыночную силу художника они просят 90 000 евро.
В этом разделе ярмарки больше всего проявляются и редкие на BRAFA русские художники, впрочем ставшие уже международными брендами. Речь, конечно, о представителях русского авангарда и Парижской школы, мастерах, покинувших Россию после революции либо до ее начала и заработавших славу прежде всего во Франции.
Среди лидеров – Марк Шагал и Сергей Поляков. Каждый представлен как минимум на десятке стендов. В той же Stern Pissarro, например, гуашь Шагала из библейского цикла оценена в 178 000 евро, а маленький рисунок в Willow Gallery отдают за 125 000. Цены на Полякова варьируются в пределах от 180 000 до 500 000 евро за внушительное полутораметровое полотно. Найдутся тут и Леопольд Сюрваж, и яркая Соня Делоне, и абстракции Никола де Сталя. По словам маршанов, эта часть русского наследия в истории искусства пользуется невероятным спросом, а вот к современникам из России они присматриваться пока не готовы: «Слишком мало у вас уделяют внимания их продвижению на международном рынке».