Главная страница » ОСАГО подешевело благодаря либерализации тарифов | Финансовый портал

ОСАГО подешевело благодаря либерализации тарифов | Финансовый портал

В 2019 г. средняя цена полиса ОСАГО снизилась на 5%, приблизившись к уровню 2015 г., – с 5718 до 5434 руб., сообщил Российский союз страховщиков (РСА). Это саморегулируемая организация. В нее входят все страховые компании, продающие полисы ОСАГО.

Средняя премия снизилась в 74 регионах, на которые приходится более 95% автовладельцев. Цена полиса для физлиц, по данным союза, уменьшилась в среднем на 3,3%. В предыдущий раз тариф на ОСАГО снижался в 2017 г. – с 6032 до 5814 руб.

В прошлом году полисы подешевели, несмотря на частичную либерализацию тарифов, доволен президент РСА Игорь Юргенс. Но ждать дальнейшего снижения цен не стоит, предупреждает он. С 1 декабря стоимость средней «корзины» запчастей по актуализированным справочникам выросла почти на 10%. Чтобы не являющиеся виновниками ДТП водители и дальше платили за ОСАГО меньше, необходимо продолжить либерализацию тарифов, говорит Юргенс.

C прошлого года ЦБ ввел новые тарифы ОСАГО – коридор расширится на 20% в обе стороны: от 2746 до 4942 руб. Накануне повышения тарифов ЦБ прогнозировал, что расширение коридора снизит цены на ОСАГО для 80% водителей, а доля тех, для кого ОСАГО сильно подорожает, не превысит 5%. Также с прошлого года была введена более гибкая система коэффициента возраст – стаж с детальной градацией: вместо четырех ступеней стало 58. Изменен и подход к применению коэффициента бонус-малус.

Это сделало тариф более справедливым и индивидуальным, говорит представитель ЦБ. А за счет конкуренции между страховщиками цена на полисы снизилась. Для дальнейшей индивидуализации необходимы изменения в законодательстве, которые в этом году будут рассмотрены Госдумой, продолжает он.

Либерализация тарифов сделала ОСАГО доступнее для большинства автомобилистов, говорит начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК МАКС Евгений Попков. «Расширение тарифного коридора базовых ставок и развернувшаяся на этом фоне активная конкурентная борьба среди страховщиков сыграли на руку потребителям, – сказал он. – В не характерном для рынка ОСАГО ключе сбылись именно позитивные прогнозы, и средняя премия снизилась». В «Ингосстрахе» среднее снижение премии по году составило чуть больше 3% за счет применения коридора в различных регионах. В «Альфастраховании» средняя премия по итогам 2019 г. снизилась почти на 2%, что немного ниже, чем в целом по рынку, за счет более высокой доли физлиц в портфеле компании, говорит представитель компании. А для юрлиц за счет высокой конкуренции на рынке и изменения системы расчета коэффициента бонус-малус средняя премия упала за год на 19%, продолжает он. На рентабельность бизнеса ОСАГО очень сильно влияет размер судебных выплат, но с прошлого года удалось переломить тенденцию к их росту, добавляет заместитель гендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.

«У нас снижение происходит параллельно общему движению рынка (средний платеж стал на 7% меньше, чем годом ранее), – говорит директор департамента анализа и моделирования блока андеррайтинга «Росгосстраха» Алексей Володяев. – Законодательство об ОСАГО теперь менее склоняет страховщиков к уравниловке и больше нацелено на создание материальных выгод для аккуратных водителей».

В этом году планируется принять несколько инициатив, в том числе ту, которая позволит страховщикам при тарификации учитывать историю водителя, например штрафы. Это позволит персонализировать тариф, напоминает Иванов. «В качестве следующего этапа либерализации тарифов ОСАГО планировалось в 2020 г. отменить коэффициенты территории и мощности, однако законопроект в силу значительного объема критики в работу не пошел и был отменен, – говорит Попков. – Новый законопроект снова развернут в сторону возможности изменения базовых ставок. Но как именно это будет происходить – в документе описано довольно туманно».

Но, по мнению страховщиков, для дальнейшего снижения средней премии пока предпосылок не наблюдается. Уменьшение премии продолжится только тогда, когда законодателем будут предприняты очередные шаги к индивидуализации страхового тарифа, считает Володяев, давление на размер платежа предыдущего пакета поправок уже исчерпало себя. Дальнейшее снижение вряд ли возможно, учитывая повышение расценок по единой методике расчета ущерба в декабре 2019 г., считает руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. Продолжение обсуждаемой реформы ОСАГО позволит сделать стоимость полиса еще более доступной для автомобилистов, но за 2019 г. значительно выросла стоимость запасных частей для автомобилей, по этой причине через какое-то время страховые компании будут вынуждены также учесть эти изменения в базовых ставках ОСАГО, отмечает представитель «Альфастрахования».